Н. Египко. "Мои меридианы"
Книга издана при финансовой поддержке Морского Собрания Санкт-Петербурга
Издательство «Галея Принт» выражает благодарность Н.Н.Афонину за предоставленные иллюстрации
© В.Н.Египко, подготовка текста, 2012.
© М.А.Богданов, художественное оформление, 2012.
© ООО «Аргус», оформление обложки, 2012
Прошло уже 27 лет после того, как моим отцом, Николаем Павловичем Египко, были закончены эти воспоминания.
Рукопись долгое время находилась в Москве, в Воениздате, где нещадно сокращали все «неудобные» для тогдашнего времени факты. Потом началась перестройка, и подобные мемуары перестали интересовать издателей.
В 2000 году была выпущена небольшая часть этих воспоминаний.
Многие пытались помочь в том, чтобы эти мемуары в полном объеме дошли до читателей.
Я выражаю свою признательность Морскому собранию Санкт-Петербурга, его председателю Николаю Владимировичу Орлову, обеспечившим финансирование издания книги, руководителю проекта Александру Витальевичу Лозе.
Я благодарю всех, кто оказывал мне помощь в подготовке этой книги к изданию: сотрудников Центрального Военно-Морского Музея, ученого секретаря музея Сергея Даниловича Климовского; члена Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга Андрея Алексеевича Березкина, литературного редактора Елену Альбертовну Соловьеву.
Особую благодарность я выражаю своей жене, Татьяне Александровне Половниковой — моему другу и неустанному помощнику, отдавшему много времени работе по подготовке этих мемуаров к публикации.
Эта книга является выполнением моего долга перед отцом.
Капитан 1 ранга в отставке, Владимир Николаевич Египко
Н.П.Египко - начальник ВВМУПП, сын Владимир - выпускник Высшего военно-морского инженерного училища им.Ф.Э.Дзержинского. 1955 год
К воспоминаниям Героя Советского Союза вице-адмирала Николая Павловича Египко
Предлагаемые читателю воспоминания были написаны в 1985 году, но по разным причинам не увидели свет. А между тем они представляют собой ценные исторические факты, мало известные нашему читателю.
Книга имеет также большое воспитательное значение не только для будущих офицеров, но и для всех тех, кто служит в Военно-Морском Флоте. Книга не лишена некоторого психологического анализа, заставляющего задуматься о взаимоотношениях между людьми.
Николай Павлович прошел сложную службу и прожил интересную жизнь. Рабочий-судоремонтник, участник Гражданской войны, подводник-новатор, командир подводных лодок республиканского Народного фронта Испании в борьбе против фашизма, участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, начальник Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола — таковы основные этапы его жизненного пути. Николай Павлович в своей книге знакомит с редкими фактами создания подводных сил Тихоокеанского флота, с творчеством и новаторством подводников в повышении боевой готовности подводных лодок. Первое подводное плавание и первая автономка с увеличением вдвое сроков ее автономности — таковы основные достижения молодого командира подводной лодки Щ-117 (впоследствии С-117). Экипаж его подводной лодки при выполнении этих сложных задач проявил сплоченность и духовную крепость, уважение к командиру, без чего трудно было бы решать поставленные задачи. За достигнутые успехи весь экипаж был награжден орденами. Это был первый в Советском Союзе полностью орденоносный экипаж подводной лодки.
Особо следует остановиться на участии Николая Павловича в военных действиях во время франкистского мятежа в Испании. Вызывает восхищение его переход из французского порта Сен-Назер вокруг Пиренейского полуострова через Гибралтар в Картахену. Этот переход лодка совершила с советским командиром, разношерстным испанским экипажем, без компасов, акустики, без перископов, с практически небоеспособным торпедным оружием и при противодействии противолодочных сил противника. Такое мог совершить только человек с большой силой воли и мужеством, прекрасно знающий свое дело и верный своему воинскому и интернациональному долгу. Вся республиканская Испания рукоплескала его подвигу.
Испанские события стали первой встречей Николая Павловича с фашизмом. Советско-финскую войну, как и Великую Отечественную, он встретил в должности командира бригады подводных лодок. Судьба уготовила ему участие в Таллинской эпопее. Лодка, на которой он шел, подорвалась на мине и сразу же затонула. Взрывом его выбросило с мостика в море, где его в бессознательном состоянии подобрал спасательный катер.
Защищая интересы страны, Николай Павлович не выстроил взаимоотношения бригады с политорганами и командующим флотом. В результате опытный командир-подводник был назначен военным наблюдателем в аппарат нашего атташе в Великобританию. Но и на этом посту он сделал много полезного, изучая новейшие средства оружия и техники британского флота.
Н.П.Египко лично участвовал в проводке северных конвоев, в частности конвоя PQ-17 на линкоре «Дюк оф Йорк» под флагом адмирала Тови. Как известно, корабли, охранявшие конвой PQ-17, бросили его.
В своих воспоминаниях Николай Павлович писал: «История поражения конвоя PQ-17 напомнила мне наш Таллинский переход кораблей в Кронштадт. И в том и в другом случае корабли основного охранения покидали тихоходные и плохо вооруженные корабли с грузами и людьми. Английский флот — из-за боязни крупных надводных кораблей немцев, в частности, линкора "Тирпиц", а у нас — из-за боязни потерять корабли боевого ядра флота и понести за это соответствующее наказание. Как конвой PQ-17, так и Таллинский переход остались черными пятнами в истории Великой Отечественной войны».
Николай Павлович закончил войну заместителем начальника отдела внешних сношений Вооруженных Сил.
Последние 1 2 лет своей службы он руководил Высшим военно-морским училищем подводного плавания имени Ленинского комсомола. Его работа заключалась не только в обучении курсантов. Она включала в себя общение с ними, индивидуальную работу по их воспитанию и передачу собственного опыта подводника. Этот опыт знаменитого подводника учил тому, чтобы «ПОБЕДИТЬ, НО НЕ УМЕРЕТЬ».
Книга Н.П.Египко «Мои меридианы» будет полезна не только морякам, но и всем тем, кого интересует история нашего флота.
Кандидат военных наук, контр-адмирал Владимир Георгиевич Лебедько
31 января 2009
Вице-адмирал Н.П.Египко
Ленинград
Последние 30 лет я живу в Ленинграде. Этот красивейший из городов сыграл в моей жизни огромное значение. Здесь я окончил в 1931 году военно-морское училище и выбрал профессию подводника. Отсюда ушел служить во флот. За долгие годы службы мне довелось побывать в разных городах нашей страны и зарубежья. Это города и порты Балтики, Тихого океана, Черного моря, Атлантики, Средиземного моря и те меридианы и широты, куда посылала меня судьба моряка.
Дом, в котором я сейчас живу, находится на углу Кузнецовской и Свеаборгской улиц, недалеко от Московского проспекта. Выходя на балкон, я вижу перед собой парк Победы и вдали — гостиницу «Россия». И в душе моей пробуждаются воспоминания о ранних годах моей юности. Я вспоминаю город Николаев на Буге, где я родился, работал, как и отец, на судостроительном заводе. Отсюда я пошел служить матросом в Военно-Морской Флот. Детство мое прошло на Слободке (так назывался один из районов города), и жили мы на Купорной улице в доме 44. Отец, мать, пятеро братьев и трое сестер. Дом наш был небольшой — три маленькие комнаты и одна побольше. Во дворе — погреб, где хранились продукты. Рядом с погребом рос грецкий орех, на который позже любил забираться мой старший сын. Володя часто гостил у моих родителей, и у него навсегда остались самые теплые воспоминания о доброте и заботе бабушки, моей матери Ефросиний Михайловны, вырастившей и воспитавшей восьмерых детей и всю свою жизнь посвятившей семье. Сейчас Владимир — капитан 1 ранга, преподает в Военно-Морской Академии. Мой младший сын Виктор тоже хотел стать моряком, как и старший брат, поступил в Нахимовское училище, но ушел «на гражданку» не окончив его. Увлекся кибернетикой. Сейчас он, как и старший сын, кандидат технических наук и преподает вычислительную технику в одном из институтов Ленинграда. У сыновей свои семьи, и живут они отдельно от меня. Вместе со мной живет моя дочь Людмила с двумя чудесными внучками. Муж дочери, Владимир Бондарев, окончил училище подводного плавания и дослужился до звания контр-адмирала.
Мама Н.П.Египко - Ефросинья Михайловна, 1950-е годы. Отец - Павел Осипович, 1950-е годы
Мой отец, Павел Осипович Египко, проработал на николаевских судостроительных заводах, одним из которых был знаменитый завод «Марти», более 48 лет. По профессии он был литейщиком.
В разгар Гражданской войны, в 1919 году, он сказал старшим сыновьям: «Вы по возрасту уже подлежите воинской повинности, и вас могут насильно мобилизовать разные власти, которые здесь, на юге Украины, часто меняются. Поэтому мой вам совет: вступайте в ряды Красной Армии. Ленин и большевики за нас, за рабочих. Идите на фронт защищать революцию». Трое моих братьев поступили добровольцами в Красную Армию, а старший Александр пошел служить в Военно-Морской Флот республики Советов. Мне тогда было 16 лет, призывали же на службу с 22 лет, но мне удалось не отстать от братьев. Я поступил добровольцем в 1-ю батарею Николаевского артиллерийского дивизиона полевым телефонистом. Потом был конным разведчиком и участвовал в боях против армии Деникина. В сражении под селом Варваровка получил ранение в ногу, попал в больницу в Одессе. Через два дня неожиданно для наших войск белые высадили десант в районе Французского бульвара и быстро стали занимать город. Пришлось срочно бежать из больницы, так как добровольцев белогвардейцы расстреливали. Попутчиком моим оказался серб. Мы пробирались через белогвардейские кордоны с трудом, идя в основном ночью. В одной хате нам удалось поменять свою армейскую одежду на гражданскую. Подошли к селению, вдруг видим: прямо к нам скачут казаки. Стали нас обыскивать. Нашли у серба перочинный ножик. Говорят, это, мол, оружие. Я им: «Казаки, возьмите, может, в хозяйстве пригодится». Перестали проверять. Спросили, что в деревне. Мы ответили: «Группа вооруженных людей с красным знаменем с черепом на нем». Казаки рассмеялись и говорят: «Это хорошо». Отпустили нас.
1919 г. В.Н.Дени. Освободители.
На четвертый день пути нас схватили белоказаки, и мы попали в группу пленных матросов и красноармейцев, двигавшуюся к городу Вознесенску. Убежал я в первую же ночь, прятался в кукурузном поле, стал пробираться в Николаев к родителям.
В городе хозяйничали белые, и мне пришлось скрываться и существовать нелегально. Моя раненая нога не давала покоя, могла начаться гангрена. Необходимо было срочно лечиться. Помог мне преданный советской власти врач Петр Семенович Стюпа. Он поставил меня на ноги. Я участвовал в работе комсомольцев, вел пропагандистскую работу среди мобилизованных донских казаков, по ночам разбрасывал на Херсонской улице листовки.
За время работы с комсомольцами я так и не был принят в комсомол, а причина была в следующем. Я работал в то время на судостроительном заводе имени А.Марти, и когда принимали в комсомол группу рабочих, то при обсуждении моей кандидатуры одна из участниц собрания сказала, что я умываюсь «духовитым» мылом и поэтому не готов к вступлению в такую организацию как комсомол. И я не был принят, но дружбу с комсомольцами не прервал.
После освобождения Николаева я вновь поступил в артиллерийский дивизион, куда после выздоровления от полученного ранения был принят и мой брат Андрей. Мы стали воевать вместе. Участвовали в боях на польском фронте, во взятии городов Борщев, Озержаны и Галич.
После перемирия с панской Польшей началась кампания по демобилизации несовершеннолетних, не подлежащих воинской повинности. Меня по настоянию моего брата уволили из части, и я уехал домой. Впереди была работа на заводах «Режвод» и имени А.Марти. Последний я посетил в конце 1970-х годов и встретился с работниками завода. Там строили тогда авианесущий крейсер «Тбилиси».