Пашин Валентин Михайлович
Пашин Валентин Михайлович – директор Государственного научного центра «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н.Крылова», член-корреспондент Российской академии наук, доктор технических наук, профессор.
Родился 25 июля 1937 года в поселке Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. В 1954 году окончил Алексеевскую среднюю школу, в 1960 году – с отличием Ленинградский кораблестроительный институт. В сентябре 1959 года пришел на работу в Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н.Крылова. С апреля 1959 года – инженер, с 1962 года – инженер-исследователь, с 1964 года – младший научный сотрудник, с 1966 года – начальник сектора, с 1968 года – начальник отдела, с 1978 года – начальник отделения автоматизации обработки информации, с 1979 года – заместитель директора по научной работе в области гидродинамики, прочности и автоматизированного проектирования, с 1988 года – первый заместитель директора – главный инженер института. В 1964 году без отрыва от производства окончил аспирантуру ЦНИИ имени А.Н.Крылова и защитил кандидатскую диссертацию. Доцент (1967).
С апреля 1990 года – директор ЦНИИ имени А.Н.Крылова. Специалист в области гидродинамики и аэродинамики скоростных неводоизмещающих судов на подводных крыльях, на воздушной подушке и экранопланов, прогнозирования развития судостроения, методов оценки экономической эффективности судов и флота. Руководил осуществлением программ автоматизации проектирования судов и технологической подготовки их производства, снижения шумности кораблей, созданием технических средств для поиска и добычи нефти и газа на полярном шельфе. Один из инициаторов разработки концепции подземной атомной электростанции. Участвовал в разработке новых конструкций движителей с малой виброактивностью. Президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга с 1992 года.
В.М.Пашин внес существенный вклад в сохранение и развитие ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, который под его руководством стал современным научно-техническим Центром отечественного судостроения, способным полностью выполнять весь цикл работ по разработке проектов современных кораблей, судов и другой сложной морской техники, а также выполнять в широком диапазоне различные исследования и испытания в обеспечение реального проектирования кораблей и судов.
Сначала активно занимался гражданской тематикой, с конца 1970-х годов начал активно заниматься вопросами военного кораблестроения. За эти годы он лично и руководимые им коллективы обеспечили разработку фундаментальных основ современного кораблестроения, позволивших реализовать проекты надводных кораблей, подводных лодок и судов гражданского флота, многие из которых не уступают или даже превосходят лучшие зарубежные аналоги. Это разработка движителей с низкой виброактивностью, оптимизация формы обводов корпуса, повышение ресурса циклической прочности корпусов, научно-техническое обеспечение оборонной и хозяйственной деятельности в океане, разработка новых архитектурно-конструктивных решений при создании средств для добычи углеводородов на замерзающем шельфе России. Является научным руководителем проекта исследовательской подводной лодки, предназначенной для изучения вопросов управляемости, ходкости, акустической скрытности при введении в пограничный слой полимерных добавок.
Под руководством В.М.Пашина ЦНИИ в сжатый срок был превращен из бюджетной организации, работавшей практически полностью на ВМФ, в предприятие, вписавшееся в изменившиеся экономические и правовые условия. Произведена серьезная перестройка всей деятельности для производства конкретной востребованной продукции: высокоэффективные гребные винты для крупнотоннажных судов в технологической цепочке и в кооперации с заводами-изготовителями, резиновые армированные акустические покрытия для шумопоглощения и шумозаглушения, радиоэлектронная аппаратура и приборы с использованием высоких технологий в кооперации со специализированными производствами или на собственной базе и т.д. Итогом работы института на внешнем рынке за последнее десятилетие стало выполнение 350 работ по контрактам с фирмами 25 стран, среди которых Великобритания, Германия, Италия, Индия, Канада, Китай, Норвегия, Республика Корея, США, Франция. Сохранены позиции ведущего судостроительного центра и для нужд отечественного Военно-Морского флота.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации №2018 от 25 октября 1994 года члену-корреспонденту Российской академии наук Пашину Валентину Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации».
С августа 2001 года – научный руководитель – директор ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова». С апреля 2012 года – научный руководитель – заместитель директора ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова». Являлся научным руководителем президентской программы «Российские верфи», направленной на обеспечение конкурентоспособности судов гражданского флота.
Действительный член Российской академии наук по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение) с 29 мая 1997 года (член-корреспондент с 1991 года). Доктор технических наук (1978), профессор (1981). В 1993-1995 годах - член Президентского совета по научно-технической политике. С 2004 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологии и образованию.
Автор свыше 150 научных публикаций (в их числе 3 монографии и 1 учебник) по проектированию судов, а также многочисленных изобретений. С 1995 года – руководитель кафедры проектирования судов в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете.
Имел широкое международное признание. Был членом консультативного совета Международной организации опытовых бассейнов, действительным членом института морских инженеров в Великобритании и Европейского инженерного Совета с правами международного эксперта проектов. Обладатель десятков научных почетных званий и титулов. Награждён орденом Дружбы народов (1981), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970), «300 лет Российскому флоту» (1993), «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003). Лауреат Государственной премии СССР (1985), Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (2003), премии имени А.Н.Крылова РАН (1998).