85 лет адмиралу Касатонову
10 февраля отмечает день рождения адмирал Игорь Касатонов. Он стал народным героем, когда в начале 90-х после развала Советского Союза смог сохранить для России Черноморский флот. Без чего у нас не было бы ни Севастополя, ни Крыма, ни Русской весны 2014 года.
Моряки всех флотов, а также Ассоциация «Клуб Русская морская традиция» поздравляют легендарного адмирала с днем рождения. Желают ему семь футов под килем! Мы встретились с Игорем Владимировичем накануне его 84-летия и поговорили с ним о том, как и когда Украину начали переделывать в анти-Россию, о базах НАТО, которые могли появиться в Крыму, о кораблях будущего и как сейчас должны измениться подходы к военно-патриотическому воспитанию.
Судьба Игоря Касатонова крепким морским узлом связана с флотом. Как и его отец, Герой Советского Союза Владимир Касатонов, он стал адмиралом, первым заместителем Главнокомандующего ВМФ России. А до этого прошел все ступени флотской службы. За его плечами — более 200 тысяч пройденных миль. Он служил на Черноморском, Тихоокеанском, Северном флотах. Провел 15 дальних океанских походов, выполнил 10 боевых служб, побывал на четырех континентах. Хлебнул, как говорится, сполна соленой морской воды.
Но самыми драматичными в биографии Игоря Касатонова стали годы, когда он командовал Черноморским флотом. После Беловежских соглашений Украина стала независимой и объявила, что все три военных округа — Киевский, Прикарпатский и Одесский, все воздушные армии и армии ПВО, оставшиеся на ее территории, теперь будут подчиняться Киеву. Что Черноморский флот — украинский. В штаб флота пошли команды: принять присягу Украины.
Все доклады и запросы о дальнейших действиях флота, которые адмирал Касатонов отправлял в Москву, оставались без ответа. «Наверху» Черноморский флот, по сути, уже списали. Генштаб снял их со всех видов довольствия. Тогда Игорь Касатонов собрал Военный совет ЧФ и 4 января 1992-го принял самостоятельное решение, объявив Черноморский флот — российским. И запретил личному составу принимать украинскую военную присягу до тех пор, «пока не будет принято политическое решение» на уровне президентов двух стран — России и Украины.
— То, что развал Советского Союза — это операция ЦРУ и натовских спецслужб, сомневаться не стоит, — говорит Игорь Касатонов. — Им важно было сломать в первую очередь вооруженные силы. Те, кто подписывал Беловежские соглашения, уже ушли из жизни, спросить не с кого. Тогда была полностью разрушена система безопасности российского государства, которая складывалась веками. Сдали все. В Прибалтике оказались лучшие порты, которые мы строили общими усилиями. В Казахстане остался Байконур со всеми стартовыми космическими площадками. Украине достался огромный промышленный комплекс, заводы, которые по кирпичику возводила вся страна, а главное — им отошли исторически российские территории с русскими людьми. Черноморский флот был последним оплотом. С моряков-черноморцев и пошла точка перелома. Я тогда сказал сакральные слова: «Черноморский флот — российский». И меня поддержали. Народ хотел сильное государство, безопасности для своих семей и будущего для детей.
— Украину еще в начале 90-х начали переделывать в анти-Россию?
— Там ведь в первую очередь накинули шлейку на органы безопасности. Киев переподчинил себе КГБ — главную силовую структуру. Я знал, что у них творилось на совбезах. Там много было несогласных. Мне поступали звонки прямо из приемной министра обороны Украины, из совбеза. Там шли разговоры, что от России надо скорее отдаляться, избавляться. Россия — это гегемония, Россия — это имперский великодержавный шовинизм. Но в то же время ее надо использовать как сырьевую базу для работы промышленности. А Украина — это житница, здравница, экономическая держава. Уже тогда Украина начала формироваться в структуру, которая будет анти-Россией.
— Кем был министр обороны Украины Константин Морозов (бывший командующий 17-й воздушной армией Киевского военного округа), назначенный Кравчуком на должность в августе 1991-го?
— Морозов — плохо подготовленный генерал-майор. Ему сразу был дан такой карт-бланш, как звание генерал-полковника и должность министра обороны. Он даже не пытался вступать со мной в полемику. Я же в этом был открыт. Морозов «пел» с чужого голоса. С ним рядом были такие национально озабоченные деятели, как,например, Владимир Мулява, который возглавлял идеологические структуры. За связи Киева с военными отвечал еще один «западенец» — первый заместитель председателя Верховного Совета Василий Дурдинец. Звучали воззвания, что надо отменить округа, ввести операционные направления. Черноморский флот надо максимально сократить, охранять только пограничные и экономические зоны.
— Если бы Крым в 2014-м не стал российским, могли при Украине на полуострове появиться военно-морские базы США или НАТО?
— Крым — это непотопляемый «авианосец», это — «аэродром», он на 180 километров вдается в море. Поскольку я объявил Черноморский флот российским, граница от Керченского пролива ушла на 300 с лишним километров до границы с НАТО на запад. Военно-морские базы нужны были на полуострове и американцам, и НАТО, и той Украине, которая не думала идти одним путем с Россией. Они хотели быть хоть на задворках, хоть в роли подкаблучников — но в Европе. В 2000 году в Севастополе открылся центр НАТО, который проводил различные развлекательные мероприятия, раздавал всякие гранты. Постепенно шла обработка. В школах стали запрещать рассказывать о русской истории. Мне попал в руки учебник за 8-9-й класс, какая же там ересь была написана о Великой Отечественной войне. Поэтому 100%, что базы НАТО в Крыму при Украине появились бы. Потому что более удобных, более укрытых мест и бухт с готовой инфраструктурой американцам найти было сложно. В Прибалтике стоят сейчас базы НАТО, они пользуются нашей инфраструктурой, нашими аэродромами, нашими командными пунктами.
— Подводный океанский флот у нас достаточно мощный. А что можно сказать о надводном?
— Океан — это биоресурсы, морская и научная деятельность, логистические операции. И энергетика, если вспомнить недавнюю диверсию на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2». Поэтому, конечно, наш флот должен быть океанским, и по количеству, и по качеству. Фрегат «Адмирал Горшков», действующий в западной части Атлантического океана, отработал сейчас нанесение удара гиперзвуковой ракетой «Циркон» по морской цели. Учения прошли с применением компьютерного моделирования. Морскую цель имитировал корабль условного противника, находящийся в более чем 900 километрах. Сейчас фрегат и сопровождающие его силы и средства следуют в Кейптаун. Это все отработка океанского флота.
Конечно, надо продолжать строить океанские корабли. У меня есть концепция восьмитысячников (корабли водоизмещением 8 тысяч тонн). Эту основную боевую платформу можно назвать кораблями будущего. Такова мировая тенденция строительства флота. На этих кораблях можно разместить достаточное количество как наступательных средств, так и средств самообороны. Предусмотреть, чтобы они могли длительно плавать в мировом океане. Прийти, например, на Кубу и вернуться в родную гавань, не заправляясь, или использовать одну заправку. На этих боевых платформах должны быть созданы соответствующие бытовые условия для личного состава. Все морские державы сейчас к этому стремятся. Мы тоже проводим свои исследования. И такой флот будет построен.
— Сколько таких кораблей-восьмитысячников надо построить?
— Для каждого флота — по задачам, дивизию — на Севере, дивизию — на Черном море, дивизию — на Тихоокеанском флоте, бригаду — на Балтике, дивизион — на Каспии.
— Надо строить авианосцы?
— Обязательно надо строить. 31 июля 2022 года президент Владимир Путин подписал указ о новой Морской доктрине России, где в качестве приоритета для нашего военного судостроения названо создание крупнотоннажных кораблей, в том числе — авианесущих. К этому у нас есть все предпосылки.
Ни для кого не секрет, что такого рода большой корабль начинает устаревать, как только его начинают строить. Американцы заложили уже третий атомный авианосец типа «Джеральд Р. Форд» с электромагнитной катапультой. Англичане построили два авианосца водоизмещением более 70 тысяч тонн. Французы рассматривают строительство своего перспективного авианосца. Итальянцы строят свой большой десантный корабль водоизмещением 33 тысячи тонны, где размещаются 5–8 истребителей-бомбардировщиков F-35B вертикального взлета и посадки, а также 8–10 вертолетов. У нас тоже строятся такие большие десантные корабли в Керчи, заложено два корпуса.